Пятница, 19.04.2024, 04:59Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт болельщиков "Ливерпуля"
Главная               Регистрация              Входjavascript://
"Ливерпуль 1-1 Астон Вилла"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Ливерпуль ФК » Великие игроки и тренера » Билл Шенкли (He made people happy)
Билл Шенкли
Kenny_DalglishДата: Вторник, 06.03.2012, 10:06 | Сообщение # 1
King Kenny Dalglish
Группа: Администраторы
Сообщений: 109
Награды: 2
Репутация: 1894
Статус: Offline

Краткая справка:
Би́лл Ше́нкли (англ. Bill Shankly; родился 2 сентября 1913 года в Гленбаке, графство Восточный Эйршир, умер 29 сентября 1981 года) — шотландский футбольный тренер, легендарный менеджер «Ливерпуля», один из самых успешных и уважаемых британских специалистов. Офицер Ордена Британской империи.
Билл Шенкли родился в маленьком шахтёрском посёлке Гленбак в шотландском графстве Восточный Эйршир. У родителей кроме него было ещё девять детей. Он стал одним из пяти братьев, которые стали профессиональными футболистами. Его брат Боб стал известным тренером и привёл клуб «Данди» к чемпионскому титулу в 1962 году. Несмотря на то, что детство Шенкли было трудным, он с улыбкой вспоминал эти годы, пошутив однажды, что пока ему не исполнилось 15 лет, он ни разу не принимал ванну.

Для жителей посёлка футбол был одним из немногих способов найти способ заработка, не связанный с работой на шахтах. Все пять братьев Шенкли выступали за Гленбак Черрипикерс, команду, которая прославилась тем, что за довольно короткое время подарила футболу 49 профессиональных футболистов. Стоит отметить, что Билл, самый младший из братьев, за первую команду клуба так и не провёл ни одного матча.

Карьера игрока и тренера:

Его карьера началась летом 1932 года в резервном составе скромного «Карлайла». Тогда же Шенкли получил приглашение от «Престона», однако решил, что для него полезнее будет начать с самых низов — «Карлайл» тогда прозябал на дне северной группы третьего дивизиона. К тому же одним из директоров клуба был его дядя.
Уже к Рождеству Шенкс играл в первой команде, провёл отличную вторую половину сезона и летом вернулся в Гленбук, готовый к более достойным предложениям. Дома времени он зря не терял и тренировал ауты, стараясь перебросить мяч через дом. «Престон» тем временем выложил «Карлайлу» 500 фунтов за молодого. Сам Билл в качестве подъёмных получил десятку.
В резервном составе «Престона» он тоже поиграл не дольше Рождества и очень быстро завоевал симпатии трибун. Позже великий Том Финни назовёт Шенкли своим кумиром, на которого он всегда стремился походить. Лучшим из 17-ти сезонов на «Дипдейле» для Шенкса, несомненно, стал сезон-37/38, когда «Престон» завоевал Кубок Англии, а Билл получил первый вызов в сборную Шотландии. С той командой были связаны надежды на возрождение былой славы «Непобедимых», но вмешалась война.
Потом комитет, который руководил тогда «Престоном», счёл Шенкса слишком старым и перевёл в резерв, хотя Билл ещё чувствовал в себе силушку. Ушёл он со скандалом, приняв предложение потренировать «Карлайл». Хотел было потихоньку там же и доигрывать, но «Престон» оставил у себя его карточку игрока, а потому выходить на поле он не имел права.
Это потом Шенкли увековечили как одну из главных легенд клуба, назвав его именем трибуну «Дипдейла». Он всегда умел найти общий язык с простыми болельщиками и постоянно был в неладах с руководством. С голодного детства в нём поселилась неприязнь к «белым воротничкам», и до конца жизни он оставался убеждённым социалистом. В «Ливерпуле» Шенкс всегда напоминал своим игрокам, что они — «рабочие парни, которые играют для рабочих парней».
Карлайл — самый северный город Англии. Для соперников поездка на «Брайтон Парк» превращалась в пытку, и об этом Шенкли не уставал повторять своей команде. Он утверждал, что противник, несомненно утомлён дальней дорогой и его можно брать голыми руками. Билл своей энергией заразил команду, валявшуюся внизу третьего дивизиона, и та уверенно поползла вверх: 9-е место, 3-е, кубковая ничья 0:0 на «Хайбери». Шенкс быстро завоевал расположение болельщиков, обращаясь к ним перед каждым матчем через громкоговоритель и объясняя свой выбор состава на игру. Сезонные абонементы улетали со свистом, однако с руководством Билл не сработался. Последней каплей для него стало даже не отсутствие амбиций, а элементарный обман — пообещав премиальные для игроков за попадание в тройку, в конце сезона совет директоров разом прикинулся валенками.
В Гримсби, однако, было не лучше. Тоже дыра, в которой, как заносчиво утверждают приезжие, нестерпимо воняет рыбой. Здесь Шенкли застал команду, которая ещё недавно неплохо играла в первом дивизионе, а теперь скатилась в третий. Игроки на «Бланделл Парке» остались приличные, и Билл быстро вернул им вкус к игре. «Гримсби» в последних двадцати матчах сезона-51/52 набрал 36 очков, но, увы, совсем немного не дотянул до промоушена. Позже Шенкли назовёт «Гримсби» лучшей командой Англии в первые послевоенные годы. «Её игра действительно радовала глаз: взвешенная, отрепетированная и зрелищная».
Однако средний возраст команды зашкаливал, денег на новых игроков руководство не давало, а вводить резервистов вместо ветеранов Шенкс не спешил. Позже за это качество его не раз будут упрекать — особенно в «Ливерпуле» второй половины 60-х. По всей видимости, такая преданность опытным игрокам связана с горькими воспоминаниями о последних годах в «Престоне», где Биллу не дали наиграться вволю.
Шенкли по-прежнему не вызывал интереса у солидных клубов, а потому с энтузиазмом ухватился за предложение скромнейшего «Уоркингтона». Этот клуб проводил всего лишь свой третий сезон в Футбольной Лиге и постоянно околачивался в районе последнего места. «Уоркингтон» сдавал в аренду «Боро Парк» регбистам и тем жил. Билл быстро выпроводил со стадиона беспокойных соседей, которые постоянно требовали «траву повыше и поле поуже», а потом поднял команду со дна на пристойное восьмое место.
Впрочем, с самого начала было понятно, что амбиции и возможности этого маленького клуба не способны устроить Шенкса. В декабре 1955 года бывший партнёр по «Престону» Энди Битти пригласил его поработать в «Хаддерсфилде». Спустя год Битти ушёл в отставку, и Шенкли из резервной команды, где у него начал играть юный нападающий Денис Лоу, перебрался в первую.
Здесь для Шенкса продолжился вечный бой с «белыми воротничками». Руководство настаивало на продаже лучших игроков Рэя Уилсона и того же Лоу. Когда за Дениса «МЮ» предложил 10 тысяч, Билл не сдержался и выпалил прямым текстом: «Идиоты, придержите его и вы скоро получите сто тысяч!» Совет директоров терпел только до ухода Шенкли, спустя четыре месяца продав Лоу в «Ман Сити» за 55 тысяч. Через год «Горожане» отправят форварда в «Торино» и получат взамен... вдвое больше!
Ещё в 1951 году Билл предложил свои услуги «Ливерпулю». Тогда руководство клуба отнеслось прохладно к молодому тренеру, который к тому же самым наглым образом потребовал себе неограниченную власть в работе с первой командой и в определении состава на игру.
В декабре 1959 года по инициативе президента «Ливерпуля» Тома Уильямса Шенкли всё-таки возглавил команду с «Анфилд Роуд». Благодаря этой поддержке Шенкс сумел выстоять в нелёгкие первые месяцы работы, которые прошли в беспрерывных конфликтах с советом директоров.
Билл пришёл в ужас от состояния дел в клубе. Вечером первого дня в «Ливерпуле» он поделился сомнениями с
супругой Несси: «А не ошибся ли я, покинув «Хаддерсфилд»?» Целый день Шенкли вместе со своим новым тренерским штабом Бобом Пейсли, Рубеном Беннеттом и Джо Фэгэном, а также смотрителем поля Эли Уоссом расчищал тренировочный газон Мелвуда от камней и прочего хлама. «Как может клуб, претендующий на что-то, тренироваться в условиях, недостойных даже аматоров?» Состояние «Анфилд Роуд» было не лучше — обшарпанный стадион, сквозь дыры в крышах которого гулял ветер.
Первый матч под руководством Билла «Ливерпуль» проиграл дома с треском — 0:4 «Кардиффу». Спустя неделю последовал разгром на выезде от «Чарльтона» — 0:3. Ничто не предвещало начала великой эры... А иначе и быть не могло! Впереди предстояла куча работы, которую к тому же следовало выполнить в кратчайшие сроки, ибо правление постоянно давило и возмущалось. Шенкс не отмалчивался, отвечал жёстко, называл вещи своими именами и требовал
подтверждать амбиции не только словами. Он просил купить Джека Чарльтона, Дэйва Маккея и Дениса Лоу, но руководство отказывалось тратить большие деньги. Тем не менее, предъявлять претензии не переставало.
Летом 1961 года произошла мощная стычка между Биллом и советом директоров. Он услышал, что, оказывается, не даёт своим игрокам выкладываться полностью, уговаривает их играть вполсилы. «Это самая бессовестная чепуха, которую я слышал в своей жизни! Проблема «Ливерпуля» в том, что вы не способны дать мне нужных игроков, вы не способны обеспечить им условия, чтобы они выбирали «Ливерпуль», а не Лондон!» Шенкли спасло личное вмешательство президента. И всё же было понятно: если два последних приобретения Билла, защитник Рон Йетс и форвард Иан Сент-Джон, не заиграют, дни его будут сочтены.
Команда Шенкса с отрывом в восемь очков с триумфом выиграла второй дивизион, не проиграв ни одного домашнего поединка. «Анфилд» уже превращался в неприступную твердыню, которая повергала в трепет любого противника: «Лозунг This Is Anfield, который команды видят перед выходом на поле, должен напоминать нашим игрокам, за какой великий клуб они играют, а сопернику — с КЕМ они играют!»
Шенкли первым разглядел, какую пользу команде может принести фанатичная преданность её болельщиков. «Это невероятные люди, они достойны того, чтобы видеть «Ливерпуль» великим! Я пришёл сюда, чтобы сделать их счастливыми». Он любил болельщиков, а те его просто обожали, и Биллу это не могло не нравиться. Однажды Шенкс ввалился в раздевалку за считанные минуты до выхода команд. Был он основательно помятый и растрёпанный, но довольный. «Что случилось, босс?» — вопросил кто-то в недоумении. «Да так, зашёл на «Коп» поболтать с ребятами»? — бросил тренер. Питер Томпсон, вингер «Ливерпуля» 60-70-х: «Он смело лез в 30-тысячную толпу, которая поднимала его и передавала по рукам, словно самую ценную реликвию. Он любил это».

Отставка Шенкли в июле 1974 года стала настоящим шоком. Было очевидно, что Билл создал новую великую команду, которая только начинала своё победоносное шествие. Он сказал, что смертельно устал и дал клятву жене уйти на пенсию в 60 лет. Он и так заставил её и внуков ждать лишний год.
«Адидас» решил в знак признания заслуг Шенкли вручить ему специальный приз — «Золотую бутсу». Пейсли позвонил Биллу: «Так, мол, и так. Они хотят знать твой размер обуви». — «Если бутса и вправду из золота, тогда у меня — 45-й!»
Однако как только начался новый сезон, Шенкс понял, что совершил крупную ошибку. Он не мог прожить и дня без футбола. А потому снова появился на Мелвуде. Возникла неловкая ситуация, ведь для игроков Билл по-прежнему оставался боссом, но командой руководил уже Боб Пейсли. Безболезненного выхода не существовало, и руководство приняло жёсткое решение запретить великому тренеру появляться в расположении команды. По сути, Шенкли вышвырнули вон, но тому была оправданная необходимость. Рядом был пример «МЮ», который оставил Мэтта Басби на посту директора и постоянное участие того в делах команды становилось обузой для любого нового тренера. К тому же трудно было представить, что правление клуба, беспрестанно конфликтовавшее с Биллом, позволит ему стать одним из них. Да он и не особенно рвался.
Оказавшийся ненужным своему клубу, Шенкс стал востребован повсеместно. Он жил недалеко от базы «Эвертона» и с удовольствием помогал команде на тренировках. Тем самым подтвердив, что его многочисленные уничижительные реплики в адрес «Ирисок» были не убеждением, а «играми разума». Билл стал кем-то вроде консультанта для всех тренеров. Любой мог набрать его номер и спросить совета по дисциплинарному вопросу или же по тактике. Он с удовольствием мотался по стране, откликаясь на просьбу сказать своё мнение о том или ином игроке.
Шенкли всегда строго следил за своей формой, не позволял себе лишнего и однажды в разговоре с Томми Смитом пошутил: «Когда я умру, то буду самым здоровым покойником в мире!» В сентябре 1981 года он попал в больницу с сердечным приступом. Отказался от отдельной палаты и лёг в общей. 29 сентября Билла не стало. На следующий день «Ливерпуль» разгромил на «Анфилде» финский «Оулу Паллосеура» — 7:0. Свой первый гол за команду забил Иан Раш..

Были в Англии тренеры титулованнее Билла Шенкли, были более глубокие тактики, но ни один из них (за исключением, может быть, Мэта Басби ¦») не пользовался такой бескорыстной любовью игроков и болельщиков. «Великий мотиватор», -так отозвался о Шенкли заблиставший под его началом Кевин Киган, и, думается, что знаменитый игрок в этой формулировке сумел ухватить суть тренерской личности многолетнего наставника «Ливерпуля».

Шенкли действительно мог заставить игроков «умирать на поле», показывая личным примером, что значит настоящий клубный патриотизм (тренер ни разу не изменил своему «Ливерпулю»). Создание теплых, дружеских, почти семейных отношений внутри команды стало главным достижением шотландского специалиста. Тренер сумел сохранить в коллективе атмосферу какой-то непосредственной простоты, чтобы не сказать наивности, еще довоенной эпохи. Эти был своеобразный реверанс в адрес старой доброй английской традиции, согласно которой главное в игре - психологический настрой, чувство локтя, азарт, борьба.

В то время как европейский футбол все безоговорочнее подчинялся «волчьим» законам буржуазных отношений и многие футболисты стали выбивать из своих клубов запредельные контракты, на «Энфилде» время как будто замерло - там продолжали играть для собственного удовольствия и к радости болельщиков. Трудно представить, чтобы какой-нибудь тренер в уже насквозь профессиональные 60-е и 70-е годы принимал футболистов у себя дома, поил их чаем с пирогами, рассказывая истории из своей жизни. А Шенкли это делал, причем, не теряя авторитета и не допуская панибратства. Более того, тренером он был исключительно властным и жестким, но требовательность Шенкли шла не от личных амбиций, а исключительно от преданности футболу в целом и клубу в частности. Знаменитый шотландец, чей отец был шахтером, терпеть не мог халтуры. В понимании Шенкли в футбол нельзя было играть вполсилы ради хорошего заработка - футболу надо было служить. И сам Билл Шенкли собственной жизнью показал пример такого служения.

Тренер в то время имел для «Ливерпуля» определяющее значение. Именно под началом Шенкли команда из города «Битлз» вошла в число лидеров английского футбола (до этого «Ливерпуль» несколько сезонов прозябал во втором дивизионе). Но в 1962 «мерсисайдцы» вернулись в элиту, а в 1964 уже выиграли чемпионат Англии. Из сугубо профессиональных достоинств Шенкли следует выделить два: умение создать единый коллектив тренеров и великолепное чутье на способных игроков. Помощники Шенкли Боб Пейсли и Джо Феган в будущем поработали «главными» и привезли в Ливерпуль четыре Кубка чемпионов на двоих. Свои селекционные таланты Шенкли проявил в конце 60-х, когда на смену лидерам (Ханту, Лоуренсу, Йетсу) пришли молодые дарования (Клеменс, Ллойд, Хайвэй, Холл, Тошак). Ну и, конечно же, в этой связи нельзя не упомянуть главную трансферную сделку великого шотландца. Речь идет о приобретении в 1971 году Кевина Кигана, который был куплен «Ливерпулем» в клубе «Сканторп Юнайтед» за 35 тысяч фунтов.

Еще одной заслугой Шенкли перед клубом является то, что при нем «Ливерпуль» впервые заявил о себе в Европе, добравшись в 1966 году до финала Кубка Кубков и выиграв в 1973-м Кубок УЕФА. В память о заслугах Билла Шенкли его дом в 2003 году было решено превратить в музей, и нет сомнений в том, что это место на долгое время превратится в объект паломничества болельщиков самого титулованного клуба Англии.
"Ливерпуль" создан для меня, а я – для "Ливерпуля" - Билл Шенкли


"Когда я буду умирать, не везите меня в больницу. Везите на Энфилд. Я там родился, я там и умру." © Стивен Джеррард
 
Форум » Ливерпуль ФК » Великие игроки и тренера » Билл Шенкли (He made people happy)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

При копировании материалов с сайта ссылка на сайт обязательна! © 2024
Футбол на Soccer.ru: Новости футбола России и Европы онлайн, Евро кубки и чемпионаты Live Проверка PR и ТИЦ